ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР
СООРГАНИЗАТОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ
13 октября 2025 года в Общественной палате Российской Федерации состоялась московская часть I научно-практической конференции «Говори. Понимай. Учись», посвященной системам альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Мероприятие объединило специалистов, родителей, педагогов, психологов и представителей некоммерческих организаций, работающих с детьми и взрослыми, для которых традиционные способы общения затруднены или невозможны.
Организатором конференции выступила автономная некоммерческая организация «Моя планета» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
О КОНФЕРЕНЦИИ
Конференция «Говори. Понимай. Учись» — это площадка, посвященная вопросам коммуникации для людей с особыми образовательными потребностями.

Мероприятие направлено на развитие профессионального сообщества и распространение практик, помогающих людям с нарушениями речи и коммуникации быть услышанными и понятыми.
Московская площадка конференции включала насыщенную программу, в которой сочетались пленарные дискуссии, экспертные сессии, родительские панели, флешмобы и мастер-классы.

Ключевой темой стало внедрение визуальных и технологических инструментов альтернативной и дополнительной коммуникации в образовательную, медицинскую и социальную сферы, а также расширение возможностей для людей с РАС и другими особенностями развития.
ПРОГРАММА МОСКОВСКОГО ДНЯ
День начался с пленарного заседания, на котором выступили представители организаторов и ведущие эксперты в области инклюзивного образования.

В ходе сессий обсуждались успешные практики внедрения АДК, использование электронных устройств и визуальных расписаний, организация поддержки в школах и детских садах, а также взаимодействие специалистов и родителей.
На площадках конференции прошли тематические секции:
  • «АДК в дошкольных учреждениях» — об опыте применения альтернативной коммуникации в детских садах и центрах раннего развития;
  • «АДК в школе» — о подходах к обучению невербальных школьников и созданию инклюзивной образовательной среды;
  • «Научные исследования в АДК» — о новых данных и направлениях изучения эффективности систем альтернативной коммуникации;
  • «АДК у подростков и молодых взрослых, мастерские и занятость»
  • «Врачи о невербальных детях. АДК для коморбидных расстройств» — о взаимодействии медицинских специалистов и педагогов при поддержке детей с сочетанными нарушениями;
  • Родительская панельная секция «Голос родителя»
Нам нужно, чтобы ребёнок как минимум сигнализировал о боли, как максимум — рассказал о её локализации и интенсивности. Помогите врачу — дайте ребёнку альтернативную коммуникацию и способ общения.
Волконина Татьяна Евгеньевна,
Врач-невролог, главный детский невролог сети клиник Фомина, член европейского общества детских неврологов, спикер вебинаров и оффлайн семинаров для врачей и родителей
В завершении дня состоялся круглый стол «Плюсы и ограничения различных систем АДК».
Кроме того, в рамках московской программы прошла презентация книги «Ты говоришь немножко по-другому» и мини-концерт инклюзивного вокального коллектива «Краски».
Конференция собрала участников из разных регионов России — специалистов из образовательных учреждений, медицинских центров, вузов и некоммерческих организаций.
В мероприятии приняли участие представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», благотворительный фонд «Мархамат», общественная палата Российской Федерации, ведущие специалисты по прикладному анализу поведения, логопеды, дефектологи, психологи и тьюторы.
Большинство слушателей присоединились к событиям конференции онлайн, что позволило сделать конференцию доступной для профессионального сообщества по всей стране.
УЧАСТНИКИ И ГЕОГРАФИЯ
Осуществляйте коммуникацию на уровне понимания пациента, используйте систему «назвать, показать, сделать», когда объясняете процедуры и содержание приёма
Мальтинская Наталия Александровна,
врач-реаниматолог, кандидат медицинских наук, специальный психолог (дефектолог), сертифицированный поведенческий аналитик
ТЕМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ АКЦЕНТЫ
Главное внимание участников было уделено вопросам:
  • внедрения АДК в систему общего и дополнительного образования;
  • междисциплинарного взаимодействия педагогов, логопедов, психологов и врачей;
  • поддержки семей, воспитывающих невербальных детей;
  • роли технологий в развитии коммуникации и социализации.
В ходе выступлений подчеркивалось, что АДК — это полноценный способ общения, который открывает детям и взрослым возможность выражать свои мысли, желания и эмоции, быть услышанными и включёнными в общественную жизнь.
Нам нужно, чтобы ребенок как минимум  сигнализировал о боли, как максимум — рассказал о ее локализации и интенсивности. Помогите врачу — дайте ребенку альтернативную коммуникацию и способ общения
Родительская секция и опыт семей
Отдельное внимание в программе московского дня было уделено родительскому опыту.
На секции «Голос родителя» мамы и папы поделились своими историями о том, как системы альтернативной коммуникации помогают их детям понимать окружающий мир, взаимодействовать с другими и учиться.
Именно родительские инициативы часто становятся точкой роста для внедрения АДК в учреждениях образования и реабилитации.
Наука, практика и культура понимания
В рамках научной секции специалисты представили результаты исследований эффективности различных систем альтернативной коммуникации и их влияние на развитие речи, поведения и академических навыков.
Особое внимание участники уделили теме профессионального роста педагогов и обмену практиками между регионами.
Общая идея конференции — создание сообщества специалистов, объединённых целью помочь каждому ребёнку быть услышанным.
Специалисты, родители и все заинтересованные темой РАС люди получили бесценную информацию об использовании методов АДК как в медицинских и образовательных учреждениях, так и в повседневной жизни. Спикеры разных специальностей (врачи, психологи, педагоги, АБА-терапевты и др.) представили современные научные данные, подтверждающие необходимость использования АДК у детей с трудностями коммуникации, речевыми и языковыми проблемами
Портнова Анна Анатольевна,
д.м.н., президент Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН
Мы знакомили участников и гостей с системой альтернативной коммуникации ПЕКС — одной из систем АДК, которая помогает людям с особенностями развития говорить с миром с помощью карточек.

Каждый мог попробовать сам: выбрать карточку, составить фразу, «сказать» собеседнику. И почувствовать, как это просто на самом деле — понять человека, который говорит не словами, а с помощью системы альтернативной коммуникации.

Такие моменты сближают, учат слушать по-настоящему и напоминaют, что общение доступно каждому.
ФЛЕШМОБ #СкажиМне
ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ
В течение дня участники смогли обменяться опытом, обсудить результаты исследований, познакомиться с новыми разработками в области коммуникационных технологий и наладить профессиональные контакты.
Как отмечают организаторы, интерес к теме альтернативной коммуникации растёт с каждым годом. Всё больше педагогов, психологов и родителей понимают, что поддержка невербальных людей — это не только про речь, но про полноценную жизнь, участие и уважение к индивидуальности каждого.
СООРГАНИЗАТОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ
  • Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий
  • АНО Инклюзивный центр «Моя планета»
  • Благотворительный образовательный фонд «Мархамат» (Милосердие)
ПАРТНЕРЫ КОНФЕРЕНЦИИ
  • Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
  • ГБУ «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края
  • ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
  • ФРЦ МГППУ
  • ГАОУ ВО МГПУ
  • Центр ментального здоровья ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России
  • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  • РБОО «Центр лечебной педагогики»
  • Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ)
  • Ассоциация «Аутизм-Регионы»
  • РОО помощи детям с РАС «Контакт»
  • ККБОО «Открытая среда»
  • РООРДИ «Дорогою добра»
  • Межрегиональная общественная организация помощи детям с РАС «Крылья»
  • ЧОУ «КРУГОЗОР»
  • Клиника Фомина
  • АНО помощи семьям с детьми с РАС «Краски» г. Брянск
  • АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» (ИРАВ)
  • АНО «Под защитой любви»
  • АНО «АПЦ РАСсвет»
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение
  • Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г. А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Планик — социальный проект
Даты и места проведения
Программа конференции: (в разработке) site.moaplaneta.ru/programma
Онлайн: доступно для участников из всех регионов России
Контактная информация:
АНО «Моя планета»
© Копирование материалов запрещено
2025 г
КОНТАКТЫ
Юр. информация
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
ИНН 9729173255 / КПП 772901001
ОГРН 1177700021333
Расчетный счет: 40703810938000008455
Банк: 044525225 ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225
Адрес: пр. Вернадского, д. 44, к.1