ЧТО БЫЛО НА КОНФЕРЕНЦИИ
ПЛЕНАРНЫЕ СЕССИИ
  • Реальные кейсы успешного применения АДК.
  • Ранняя помощь детям: запуск коммуникации.
  • АДК для взрослых: современные подходы.
НАУКА И МЕДИЦИНА
  • Экспертные мнения врачей о работе с невербальными людьми.
  • Роль АДК в выявлении и смягчении симптомов при сопутствующих расстройствах.
  • АДК в практике врачей.
ПРАКТИКА И МАСТЕР - КЛАССЫ
  • Погружение в мир общения с помощью карточек.
  • 9 важных шагов к пониманию и выражению мыслей.
  • Применение АДК в образовательной и творческой деятельности.
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, КОНСУЛЬТИЦИИ
  • Вдохновляющая среда единомышленников.
  • Возможность задать вопросы практикам с большим опытом.
  • Мотивация для дальнейшего развития.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР
СООРГАНИЗАТОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ
I научно-практическая конференция «Говори. Понимай. Учись», посвящённая системам альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), состоялась в двух городах:
  • 13 октября 2025 года — в Москве, в Общественной палате Российской Федерации,
  • 22 октября 2025 года — в Сочи, в комплексе «Парус», Юг-Спорт.
На обеих площадках участники обменивались опытом, знакомились с практическими кейсами внедрения АДК и обсуждали современные подходы в поддержке людей с особенностями коммуникации.
Мероприятие объединило специалистов, родителей, педагогов, психологов и представителей некоммерческих организаций, работающих с детьми и взрослыми, для которых традиционные способы общения затруднены или невозможны.
Организатором конференции выступила автономная некоммерческая организация «Моя планета» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Конференция «Говори. Понимай. Учись» — это площадка, посвященная вопросам коммуникации для людей с особыми образовательными потребностями.
Мероприятие было направлено на развитие профессионального сообщества и распространение практик, помогающих людям с нарушениями речи и коммуникации быть услышанными и понятыми.
Площадки конференции в Москве и Сочи включали насыщенную программу, в которой сочетались пленарные дискуссии, экспертные сессии, родительские панели, флешмобы и мастер-классы.
Ключевой темой стало внедрение визуальных и технологических инструментов альтернативной и дополнительной коммуникации в образовательную, медицинскую и социальную сферы, а также расширение возможностей для людей с РАС и другими особенностями развития.
О КОНФЕРЕНЦИИ
ПРОГРАММА МОСКОВСКОГО ДНЯ
День начался с пленарного заседания, на котором выступили представители организаторов и ведущие эксперты в области инклюзивного образования.
В ходе сессий обсуждались успешные практики внедрения АДК, использование электронных устройств и визуальных расписаний, организация поддержки в школах и детских садах, а также взаимодействие специалистов и родителей.

На площадках конференции прошли тематические секции:
  • «АДК в дошкольных учреждениях» — об опыте применения альтернативной коммуникации в детских садах и центрах раннего развития;
  • «АДК в школе» — о подходах к обучению невербальных школьников и созданию инклюзивной образовательной среды;
  • «Научные исследования в АДК» — о новых данных и направлениях изучения эффективности систем альтернативной коммуникации;
  • «АДК у подростков и молодых взрослых, мастерские и занятость»
  • «Врачи о невербальных детях. АДК для коморбидных расстройств» — о взаимодействии медицинских специалистов и педагогов при поддержке детей с сочетанными нарушениями;
  • Родительская панельная секция «Голос родителя» — личные истории родителей о том, как поддержка через альтернативную коммуникацию помогала детям развиваться, чувствовать себя значимыми и уверенными.
  • В завершении дня состоялся круглый стол «Плюсы и ограничения различных систем АДК».
Кроме того, в рамках московской программы прошла презентация книги «Ты говоришь немножко по-другому» и мини-концерт инклюзивного вокального коллектива «Краски».
ПРОГРАММА
СОЧИНСКОГО ДНЯ
Конференция началась с приветственных слов организаторов, за которыми последовала пленарная дискуссия и презентация книги «Ты говоришь немного по‑другому». Участники также стали зрителями мини-концерта инклюзивного Вокального коллектива «Краски», который представил музыкальные номера с поддержкой альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).
На площадках конференции прошли тематические секции:
  • «АДК в дошкольных учреждениях» — об опыте применения альтернативной коммуникации в детских садах и центрах раннего развития;
  • «АДК в школе» — о подходах к обучению невербальных школьников и созданию инклюзивной образовательной среды;
  • «Научные исследования в АДК» — о новых данных и направлениях изучения эффективности систем альтернативной коммуникации;
  • «Врачи о невербальных детях. АДК для коморбидных расстройств» — о комплексном подходе к работе с невербальными пациентами, диагностике сопутствующих состояний и взаимодействии медицинских специалистов и педагогов.
  • «АДК у подростков и молодых взрослых, мастерские и занятость» — как АДК помогает подросткам и молодым людям с особенностями развития находить контакт, обретать уверенность и становиться более самостоятельными.
  • Родительская панельная секция «Голос родителя» — личные истории родителей о том, как поддержка через альтернативную коммуникацию помогала детям развиваться, чувствовать себя значимыми и уверенными.
В завершении программы участники посетили мастер-классы, где могли отработать применение инструментов АДК на практике, а также приняли участие в ПЕКС-флешмобе #Скажимне, объединившим педагогов, родителей и специалистов вокруг темы доступной коммуникации.
Конференция собрала участников из разных регионов России — специалистов из образовательных учреждений, медицинских центров, вузов и некоммерческих организаций.
В мероприятии приняли участие представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», благотворительный фонд «Мархамат», Общественная палата Российской Федерации, ведущие специалисты по прикладному анализу поведения, логопеды, дефектологи, психологи и тьюторы.
К конференции присоединились не только российские участники: на обе площадки приехали международные гости — делегации из Узбекистана, Казахстана и Беларуси. Их участие подчеркнуло растущий интерес к теме альтернативной и дополнительной коммуникации за пределами России и стало важным шагом в развитии профессионального диалога между странами.
Большинство слушателей участвовали в событиях онлайн, что позволило сделать конференцию доступной для профессионального сообщества по всей стране и за её пределами.
УЧАСТНИКИ И ГЕОГРАФИЯ
Осуществляйте коммуникацию на уровне понимания пациента, используйте систему «назвать, показать, сделать», когда объясняете процедуры и содержание приёма
Мальтинская Наталия Александровна,
врач-реаниматолог, кандидат медицинских наук, специальный психолог (дефектолог), сертифицированный поведенческий аналитик
Главное внимание участников было уделено вопросам:
  • внедрения АДК в систему общего и дополнительного образования;
  • междисциплинарного взаимодействия педагогов, логопедов, психологов и врачей;
  • поддержки семей, воспитывающих невербальных детей;
  • роли технологий в развитии коммуникации и социализации.

В ходе выступлений подчеркивалось, что АДК — это полноценный способ общения, который открывает детям и взрослым возможность выражать свои мысли, желания и эмоции, быть услышанными и включёнными в общественную жизнь.
Волконина Татьяна Евгеньевна,
Врач-невролог, главный детский невролог сети клиник Фомина, член европейского общества детских неврологов, спикер вебинаров и оффлайн семинаров для врачей и родителей
Нам нужно, чтобы ребёнок как минимум сигнализировал о боли, как максимум — рассказал о её локализации и интенсивности. Помогите врачу — дайте ребёнку альтернативную коммуникацию и способ общения.
ТЕМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ АКЦЕНТЫ
Специалисты, родители и все заинтересованные темой РАС люди получили бесценную информацию об использовании методов АДК как в медицинских и образовательных учреждениях, так и в повседневной жизни. Спикеры разных специальностей (врачи, психологи, педагоги, АБА-терапевты и др.) представили современные научные данные, подтверждающие необходимость использования АДК у детей с трудностями коммуникации, речевыми и языковыми проблемами
Портнова Анна Анатольевна,
д.м.н., президент Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН
Мы знакомили участников и гостей с системой альтернативной коммуникации ПЕКС — одной из систем АДК, которая помогает людям с особенностями развития говорить с миром с помощью карточек.

Каждый мог попробовать сам: выбрать карточку, составить фразу, «сказать» собеседнику. И почувствовать, как это просто на самом деле — понять человека, который говорит не словами, а с помощью системы альтернативной коммуникации.

Такие моменты сближают, учат слушать по-настоящему и напоминaют, что общение доступно каждому.
ФЛЕШМОБ #СкажиМне
ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ
В течение двух дней участники московской и сочинской площадок смогли обменяться опытом, обсудить результаты исследований, познакомиться с новыми разработками в области коммуникационных технологий и наладить профессиональные контакты.
Мы видим, как с каждым годом растёт интерес к теме альтернативной коммуникации. Всё больше педагогов, психологов и родителей осознают, что поддержка невербальных людей — это не только про речь, а про полноценную жизнь, участие и уважение к индивидуальности каждого.
Конференция напомнила, что за каждым случаем «отсутствия речи» стоит человек, который хочет быть услышан. Сегодня специалисты по всей стране и за её пределами объединяются, чтобы такие дети и взрослые могли выражать мысли, желания, эмоции — и просто быть понятыми. Благодаря совместной работе экспертов, родителей и общественных организаций формируется новая культура общения — там, где у кого-то нет слов, появляются знаки, символы, жесты, технологии. И это не просто профессиональная тема, а движение за человеческое достоинство и равные возможности.

НАШИ СПИКЕРЫ

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Общая секция
Секция для специалистов
Секция для родителей
22.10.2025 г.
Гостиничный комплекс «Парус», Юг-Спорт
г. Сочи, ул. Бзугу, 6
13.10.2025 г.
Общественная палата Российской Федерации
г. Москва, Миусская площадь, 7, стр. 1
Мастер-классы
09:00 – 09:30
Регистрация участников
09:30 – 10:00
Приветствие участников
10:00–11:30
Пленарная дискуссия

Презентация книги «Ты говоришь немножко по-другому»
Ведущие российские эксперты в сфере инклюзивного образования соберутся на пленарном заседании, чтобы обсудить важность альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в развитии детей с нарушениями речи.
11:00-11:30
Интерактивный перерыв
Во время перерыва все желающие смогут принять участие во флешмобе «Скажи мне», где волонтеры покажут, как может работать АДК, в частности система ПЕКС, в обычной повседневной жизни.
12:00–13:30
Дошкольная секция
Представители ведущих дошкольных учреждений и некоммерческих организаций поделятся успешным опытом внедрения АДК, включая систему ПЕКС, в работу с детьми с аутизмом и другими особенностями развития в дошкольных и коммуникативных группах.
12:00–13:30
Школьная секция
Участники секции познакомятся с эффективными стратегиями использования систем АДК в школьном образовании как в инклюзивной практике, так и в коррекционных школах.
14:30–16:00
Научные исследования
В рамках секции будут представлены результаты современных научных исследований, раскрывающих эффективность применения систем АДК в практике специалистов.
13:30–14:30
Обед
14:30–16:00
Работа с подростками и молодыми взрослыми
Специалисты образовательного отдела РООРДИ «Дорогою добра» Кировской области поделятся опытом использования АДК ПЕКС в организации мастерских, квартир сопровождаемого проживания и программ полезной занятости для людей с инвалидностью и нарушениями речи.
14:30–16:00
Медицинская секция
Медицинские специалисты представят комплексный подход к работе с невербальными пациентами, включая диагностику коморбидных состояний у детей с РАС, расскажут об особенностях ведения пациентов с аутизмом и методах определения болевых симптомов у невербальных пациентов.
16:00–16:30
Кофе-брейк
Флешмоб #СкажиМне
12:00–13:30
Родительская панельная секция
Родители детей, успешно использующих систему ПЕКС, поделятся личными историями и практическим опытом внедрения коммуникативных методик в повседневную жизнь семьи.
16:30–18:00
Практические мастер-классы
Участники конференции смогут посетить серию мастер-классов, где на практике изучат различные методы альтернативной коммуникации и научатся эффективно взаимодействовать с неговорящими людьми.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Истории преодоления и надежды
В секции для родителей звучали личные истории людей, чьи дети используют систему ПЕКС как средство общения: первые шаги, преодоление страхов и сомнений на пути к коммуникации, опыт применения ПЕКС в повседневной жизни и быту, эмоциональные рассказы о первых успехах в общении и совершённых ошибках.
Здесь не было идеальных историй — только искренние рассказы о том, как день за днём строился мост понимания между родителями и детьми. Участники услышали живые голоса тех, кто знает, каково это — найти свой путь к сердцу ребёнка.
Профессиональный опыт
Система обмена изображениями как средство общения показала себя не только как способ выражать простые просьбы, но и как мощный инструмент для развития когнитивных навыков ребёнка, мышления и эмоционального интеллекта. Практики с многолетним стажем делились опытом использования системы ПЕКС в образовательных учреждениях: детских садах и школах, представляли успешные кейсы и рассказывали о том, как преодолевались барьеры в коммуникации, какие стратегии работают лучше всего и как избегать типичных ошибок при внедрении системы.
Участники узнали, как коллеги интегрировали системы АДК в образовательный процесс, познакомились с научными исследованиями в области визуальных систем АДК.
Отдельное внимание уделялось вопросам ранней помощи и запуску коммуникации с двух лет.
Взгляд врачей: роль АДК в медицинской практике
Почему это важно? Рассказать о своих ощущениях, локализации боли, просто сообщить о том, что плохо себя чувствуешь — базовая потребность и право каждого человека. Несмотря на современные методы инструментальной и аппаратной диагностики, все так же жалобы пациента стоят на первом месте в выборе тактики действий на начальных этапах. Это становится особенно критичным, когда боль и фрустрация маскируются за выраженным проблемным поведением. «Крик о помощи» может быть просто не понят!
Врачи разных профилей делились своим мнением о том, как АДК помогает в сборе жалоб и анамнеза, установлении правильного и своевременного диагноза, в том числе в острых ситуациях, требующих быстрых решений. 
Специалисты объясняли, как общение через АДК облегчает сбор информации о коморбидных состояниях и позволяет своевременно корректировать помощь, о том, как они выстраивают общение с неговорящими пациентами в своей ежедневной практике, с какими трудностями сталкиваются и какие решения находят.
Практические мастер-классы по АДК
Прошли интерактивные мастер-классы с опытными специалистами. Каждый участник смог попробовать себя как в роли коммуникативного партнёра, так и в роли неговорящего человека, пользующегося системой ПЕКС. 
Участникам показали, как работают 9 ключевых навыков общения, дали рекомендации по организации тренировки дома и обратили внимание на важные аспекты процесса. Также участников познакомили с функциональным подходом, при котором фразы формируются в естественной среде на основе внутренней мотивации ребёнка.
ФОТО КОНФЕРЕНЦИИ
На обеих площадках конференции в Москве и Сочи выступил Иван Бакаидов — программист, общественный деятель и создатель проекта для людей с нарушениями речи LINKa. Сам активно использующий альтернативную коммуникацию, Иван откровенно и с тонким юмором делился своим взглядом на возможности АДК.
В его докладах прозвучал призыв: не ограничивать альтернативную коммуникацию рамками «учебных ситуаций» или «приличных» тем. 
Иван даже немного пошутил на тему расширения репертуара взрослеющих пользователей АДК. Это было важно услышать, так как коммуникация, по его словам, не должна происходить только в стерильных образовательных условиях; надо стирать грань между пользователями волшебных коробочек и обычной речью. Нужно уметь говорить про всё и обо всём — Иван напомнил о жизненной ценности выбора систем альтернативной коммуникации неговорящим человеком.
ИВАН БАКАИДОВ
Мы должны стремиться к тому, чтобы альтернативная коммуникация стала такой же полноценной, как обычная речь.
На обеих площадках конференции в Москве и Сочи выступил инклюзивный вокальный коллектив «Краски». Ребята исполнили несколько песен с поддержкой АДК, создавая атмосферу искренности, радости и вовлечённости.

Их музыка сопровождала также экскурсию в сочинском Дендрарии, где дети, родители и педагоги участвовали в хороводах и интерактивных активностях, используя визуальные подсказки.
ОТЗЫВЫ О КОНФЕРЕНЦИИ
НАШИ ПАРТНЕРЫ
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ ПО КОНФЕРЕНЦИИ
Юлия Шаповалова
Координатор конференции
© Копирование материалов запрещено
2025 г
КОНТАКТЫ
Юр. информация
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
ИНН 9729173255 / КПП 772901001
ОГРН 1177700021333
Расчетный счет: 40703810938000008455
Банк: 044525225 ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225
Адрес: пр. Вернадского, д. 44, к.1