Пленарное заседание Ведущие российские эксперты в сфере инклюзивного образования соберутся на пленарном заседании, чтобы обсудить важность альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в развитии детей с нарушениями речи.
11:30–12:00
Интерактивный перерыв Во время перерыва все желающие смогут принять участие во флешмобе «Скажи мне», где волонтеры покажут, как может работать АДК, в частности система ПЕКС, в обычной повседневной жизни.
12:00–14:30
Дошкольная секция Представители ведущих дошкольных учреждений и некоммерческих организаций поделятся успешным опытом внедрения АДК, включая систему ПЕКС, в работу с детьми с аутизмом и другими особенностями развития в дошкольных и коммуникативных группах.
Школьная секция Участники секции познакомятся с эффективными стратегиями использования систем АДК в школьном образовании как в инклюзивной практике, так и в коррекционных школах.
Научные исследования В рамках секции будут представлены результаты современных научных исследований, раскрывающих эффективность применения систем АДК в практике специалистов.
13:30–14:30
Обед
14:30–16:00
Работа с подростками и молодыми взрослыми Специалисты Псковского центра лечебной педагогики «Дорогою добра» поделятся опытом использования АДК и ПЕКС в организации мастерских, квартир сопровождаемого проживания и программ полезной занятости для людей с инвалидностью и нарушениями речи.
Медицинская секция Медицинские специалисты представят комплексный подход к работе с невербальными пациентами, включая диагностику коморбидных состояний у детей с РАС, расскажут об особенностях ведения пациентов с аутизмом и методах определения болевых симптомов у невербальных пациентов.
Родительская панельная секция Родители детей, успешно использующих систему ПЕКС, поделятся личными историями и практическим опытом внедрения коммуникативных методик в повседневную жизнь семьи.
16:00–16:30
Кофе-брейк Флешмоб #СкажиМне
16:30–18:00
Практические мастер-классы Участники конференции смогут посетить серию мастер-классов, где на практике изучат различные методы альтернативной коммуникации и научатся эффективно взаимодействовать с неговорящими людьми.
Презентация книги ПЕКС от первого лица (истории коммуникации от лица детей)
НАШИ СПИКЕРЫ
Директор сети инклюзивных центров «Моя Планета», директор Института прикладного анализа поведения ИПАП
Учредитель АНО «Под защитой любви», практик системы альтернативной коммуникации
Кудашева Наталья Ивановна
Попова Ольга Александровна
Клинический и организационный психолог, сертифицированный поведенческий аналитик CBA-S, IBA, директор инклюзивных центров «Моя Планета», директор Института прикладного анализа поведения ИПАП
Терапевтическая практика (опыт работы, специализация): 2016 г. — по настоящее время — АНО Инклюзивный центр «Моя Планета», директор 2023 — н.в. Директор Института ИПАП; 2019 г. — по настоящее время — преподаватель сертификационной программы «Система альтернативной коммуникации ПЕКС» в РФ.
Битова Анна Львовна
Входит в Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, а также в: — Правление Альянса «Ценность каждого»; — Общественный Совет при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; — Координационный Совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате Р Ф; — рабочую группу Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан, повышения качества жизни людей пожилого возраста, поддержки материнства и детства, социальной адаптации инвалидов, оценки деятельности государственных и муниципальных организаций социального обслуживания граждан; — Межведомственную рабочую группу по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей при Министерстве труда и социальной защиты РФ; — Межведомственную рабочую группу по реализации плана Национальной стратегии действий в интересах детей; — рабочую группу по совершенствованию института усыновления в РФ при Государственной Думе РФ; — рабочую группу по вопросам совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы, включая вопросы разработки индивидуальных программ реабилитации, программ реабилитации пострадавших и контроля за их исполнением Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов; — Общественно-деловой Совет по национальному проекту «Здравоохранение»; — Межведомственную рабочую группу по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра (РАС) при Министерстве здравоохранения РФ; — рабочую группу по выработке предложений о дополнительном регулировании деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций, созданных для достижения общественно полезных целей; — Координационный общественный совет по вопросам учебного книгоиздания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями); — Экспертный совет Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра; — Координационный совет при Минтруд РФ по контролю за государственной программой «Доступная среда»; — Координационный совет по делам инвалидов в рамках деятельности ОНФ. — Руководитель рабочей группы «Качество жизни» экспертного Совета Агентства стратегических инициатив (АСИ)
Хаустов Артур Валерьевич
Профессиональная деятельность:
2001 — 2002 гг. — учитель-логопед в ДОУ № 1551 компенсирующего вида
2002 — 2005 гг. — учитель-дефектолог в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП)
2005 — 2012 гг. — заместитель директора, учитель-дефектолог ЦПМССДиП
С 2012 по сентябрь 2016 г. — методист, учитель-дефектолог ЦПМССДиП
С 2015 г. — старший научный сотрудник ИПИО МГППУ.
С 2015 г. — главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития»
С сентября 2016 г. по настоящее время — директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ
2020 г. — 2023 г. заместитель председателя Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации.
С 2023 г. — член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации.
Участие в профессиональных конкурсах:
2006 г. — лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования
2008 г. — победитель конкурса «Грант Москвы» в сфере образования
Профессиональные награды:
2010 г. — грамота Департамента образования города Москвы.
2015 г. — грамота Министерства образования и науки РФ.
2023 г. — знак отличия Министерства просвещения РФ.
Реализованные и реализующиеся проекты:
2009 — 2010 гг. — руководитель проекта РГНФ «Разработка программы формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста».
2012 — 2014 гг. — руководитель проекта РГНФ «Программа формирования навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра».
2015 — 2016 гг. — куратор Красноярского края (осуществление экспертно-методического сопровождения) по реализации пилотного проекта по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра" в Красноярском крае. Проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Разработанные и реализующиеся программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) и практики: С 2013 г. по настоящее время разработана и реализуется программа повышения квалификации «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» на базе МГППУ. В 2015 г. разработана программа повышения квалификации «Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)». С 2015 г. разработана и реализуется программа производственной практики «Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста» (по направлению 44.04.02 (50 400.68) «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра»). С 2018 года разработана и реализуется программа дополнительного профессионального образования «Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)». С 2020 года реализуется программа дополнительного профессионального образования «Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ при организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)».
Царев Андрей Михайлович
Кандидат педагогических наук, руководитель ФРЦ по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями интеллекта, директор ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области.
Профессиональная деятельность: 1987−1989 гг. — Воспитатель Псковской школы-интерната № 1. 1989−1991 гг. — Учитель английского и немецкого языков школы № 25 г. Пскова. 1991−1992 гг. — Преподаватель кафедры английского языка факультета иностранных языков Псковского Государственного педагогического университета. 1992 г. — по н/время — Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области.
Председатель совета Межрегиональной общественной организации «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии».
Член совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Член Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы Р Ф по образованию и науке.
Афанасьева Ксения Константиновна
Исполнительный директор Ассоциации «Аутизм-Регионы», член Ассоциации деятелей инклюзивного искусства «АСДИИСК»; член общественного совета при Министерстве труда, семьи и социальной защиты населения Республики Башкортостан
Щурова Ольга Сергеевна
. Участник и соорганизатор фестиваля #ЛюдиКакЛюди с 2017 года, организатор семинаров и практик по коррекционной работе с детьми с ОВЗ, с 2018 года руководитель проекта «Московские каникулы для детей с ОВЗ», организатор выездного инклюзивного лагеря для детей с ОВЗ из Москвы и регионов, соорганизатор группы психологической поддержки родителей с детьми с ОВЗ. Мама ребёнка с РАС.
Караневская Ольга Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент Института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ; учитель-дефектолог, эксперт Центра лечебной педагогики «Особое детство» (ЦЛП)
Заслуги, награды:
эксперт РБОО «Центр лечебной педагогики»
член жюри II Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России 2019»
член жюри III Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог 2020»
член Экспертного совета по вопросам организации комплексной помощи детям и подросткам с РАС при ГБНУ ИКП РАО
Область научных интересов:
альтернативная и дополнительная коммуникация
подготовка к школьному обучению детей с ОВЗ
технологии оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС
технологии работы с лицами с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Исаева Тамара Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Института детства, ФГБОУ В О Московского Педагогического государственного университета, член рабочей группы при Совете Министерства просвещения РФ по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра
Преподаваемые дисциплины: Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии Коррекционно-развивающая помощь лицам с тяжелыми, глубокими нарушениями интеллекта
Заслуги, награды: Серебряная медаль ВДНХ «За внедрение научных разработок в практику работу стационарных учреждений социальной защиты населения», 1991 г. Медаль «За доблестный труд», 2009 г.
Область научных интересов:
Изучение, образование, профессионально-трудовая адаптация лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями, сопровождаемое проживание, трудозанятось и трудоустройство лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Социокультурная реабилитация лиц с ОВЗ.
Лечебная педагогика и социальная терапия.
Образование молодых специалистов в сфере специального и инклюзивного образования
Лянгузова Елена Владимировна
Руководитель программ поддержки детей и взрослых с особенностями развития и их семей РООРДИ «Дорогою добра» Кировской области
Гончарова — Тверская Ольга Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии и коммуникативных технологий ФГБОУ ВО ПГГПУ, Почетный работник сферы образования РФ, директор компании Lingvateka, Социальный предприниматель.
Награды и достижения: — Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ; — Диплом лауреата конкурса Фонда развития отечественного образования «Лучшая научная книга» за учебно-методическое пособие в соавторстве с Санниковой А. И. «Характеристика современной семьи как среды развития ребенка с особыми образовательными потребностями»; — Диплом лауреата конкурса Фонда развития отечественного образования «Лучшая научная книга» за монографию «Развитие готовности к самореализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях семейного воспитания».
Постоянный участник (организатор, спикер, ведущая секций и мастер-классов) Международных междисциплинарных научных конференций и симпозиумов по дефектологии, логопедии и нейронаукам, альтернативной и дополнительной коммуникации, Всероссийских научно-практических конференций по логопедии дефектологии и специальной психологии. Региональных и краевых конференций и мастер-классов по специальной педагогики и психологии.
Область научных и практических интересов: логопедия, альтернативная и дополнительная коммуникация, глобальное чтение, вербальная и невербальная коммуникация, речевые средства общения, семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, клиническая психология, профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, системы альтернативной коммуникации. Возглавляет авторский коллектив, разработавший издание «Азбука. Пермь 300» и методическое пособие к нему (2022 г.).
Автор монографий, учебников и научных статей по логопедии, специальной психологии и педагогике, учебно-методических пособий, книг для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Подун Елена Александровна
Профессиональная переподготовка: КРИА ДПО ФГБОУ ВПО Кубанский ГАУ. Организационно-управленческая деятельность АНО «Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий». Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ
Почетные звания и награды: Диплом II степени Министерства образования и науки Российской Федерации, 2007 г. Благодарственное письмо департамента Краснодарского края, 2007 г. Благодарственное письмо департамента семейной политики Краснодарского края, 2009 г. Почётная грамота Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, 2024 г. Почётная грамота ИРО Краснодарского края, 2024 г.
Саленкова Елена Николаевна
Руководитель коррекционного центра «Краски» Магистр специальной дефектологии, по специализации «Прикладной анализ поведения». Дефектолог. Член ассоциации «Аутизм — регионы». Консультант РОО помощи детям с РАС «Контакт» Мама ребенка с РАС.
Нечаева Мария Юрьевна
Клинический руководитель детского сада АНО «Моя планета», сертифицированный поведенческий аналитик и супервизор, старший преподаватель в ГАОУ ВО МГПУ кафедры Института психологии и комплексной реабилитации
Едигарева Виктория Дмитриевна
Cтарший преподаватель кафедры психологии и дефектологи ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», куратор-методист, куратор АВА-групп АНО "Моя планета"
Едигарева Виктория Дмитриевна
Опыт работы: 2023 г. по н. в. — клин. руководитель ресурсных классов, Сертифицированный поведенческий аналитик, супервизор CBA-S. 2017 — 2023 гг. — АВА — центр «Моя Планета», куратор индивидуальных и групповых АВА программ. 2017 г. — АВА — центр «АВС». АВА — терапист.
Образование: «Российский государственный социальный университет». Психолог-консультант, преподаватель психологии. «МГУ им. М.В. Ломоносова». Практический психолог («практическая психология личности в сфере межличностного общения и бизнеса»). «Институт психотерапии и клинической психологии». Специалист по коррекции нарушений пищевого поведения.
Дополнительное образование: Тренинг «Гид по работе с проблематичным поведением», Тренинг «Девять важнейших навыков общения». Управление в сфере образования (Практический курс по повышению квалификации для руководителей учебных центров и кураторов образовательных программ). 2023 г. — Тренинги Ольги Мелешкевич: «Развитие памяти, понимание речи и диалога у неговорящих детей», «Методы альтернативной коммуникации для неговорящих детей: формируем и развиваем речь от слова к фразе», «Развитие памяти и выполнения инструкций у неговорящих детей с аутизмом», «Развитие навыков диалога и ответов на вопросы по картинке с помощью альтернативной коммуникации», «Развитие речевых и социальных навыков у детей с РАС в парадигме АВА. Чтение с пониманием текста в 30 предложений у неговорящих детей», «Как научить ребенка с РАС и нарушением интеллекта общаться с помощью печатания. Протокол Мелешкевич». 2023 г. — Тренинг «Адаптация учебного материала для детей с особыми образовательными потребностями по цензовым программам в начальной и средней школе». ИПАП. Окончила 5 модулей АВА (прикладной анализ поведения). «Pyramid Educational Consultants System (PECS) «— международный сертификат (США). Тренинг — практикум по работе с мультисенсорным пособием Нумикон". Тренинг «Пирамидальный подход. Организация функциональных и эффективных условий обучения» Pyramid Education, США.
Портнова Анна Анатольевна
д.м.н., Президент Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику. Профессор кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН
Самарина Лариса Витальевна
Директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», клинический психолог, председатель Совета Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи
Круогла Елена Константиновна
Учитель-логопед, дефектолог, терапист ESDM, специалист PECS, автор пособий, соучредитель онлайн-проекта «Мастерская_лого»
Добрынина Юлия Анатольевна
Руководитель центра для детей и взрослых «Наши дети», г. Смоленск К.п.н., учитель-логопед, специальный психхолог, Обладатель патента на изобретение «Способ стимуляции речевой активности у больных детским церебральным парличом»