Функциональное общение и социальные навыки
Пирамидальный подход рассматривает общение как функциональный навык, процесс взаимодействия с миром. Коммуникация должна быть не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Если у ребенка нет функциональной коммуникации, бесполезно пытаться вложить в него академические навыки, они не пригодятся. Важно начать с выстраивания системы коммуникации. Самая распространенная система – это, конечно, речь.
Но если речи нет, что делать? Тогда на помощь приходит альтернативная система коммуникации. В общем, у ребенка должна быть какая-то система общения с миром. Если ее нет в фундаменте пирамиды, то все здание рухнет. Не будет успешного освоения программы сада, школы, других видов занятий, если ребенок не умеет общаться, и вместо общения, например, выражает свои просьбы криком. Это не функционально.
Пример: девочка с сохранным интеллектом, но неречевая, с аутизмом,
быстро взяла и прекрасно освоила систему альтернативной коммуникации ПЕКС. У девочки было много просьб, ушло нежелательное поведение. Но родители не захотели поддерживать систему дома, мотивируя это тем, что очень сложно «постоянно вырезать эти карточки».
Вместо этого, родители отвели девочку к другому педагогу, который не настаивал на пекс, а ... стал заниматься с девочкой глобальным чтением, а точнее, сопоставлением картинок фруктов и овощей с их названиями. Родители восхищены, ведь ребенок «читает». При этом девочка продолжала общение с мамой и родственниками криком и плачем.
Как вы думаете, что будет функциональным для ребенка в данном примере?