Пирамидальный подход в образовании
Тренинг для педагогов особых детей
Онлайн тренинг. С 21 по 24 октября 2024
О тренинге
Пирамидальный Подход предоставляет структуру, основанную на функциональном прикладном анализе поведения. Стратегии в практическом виде.

Этот практический интерактивный семинар - план создания эффективной учебной среды, приводящей к прямым положительным результатам для учащихся.
Записаться на мастер-класс
Участники поймут причины реализации каждого из девяти элементов пирамидального подхода, а также способы применения информации в огромном количестве условий обучения.
На примере трехмерной формы пирамиды мы разберем «Почему» мы учим именно тем жизненным навыкам, о которых пойдет речь, и «как» их преподавать в интегрированной и интерактивной структуре обучения.
  1. с помощью лекций
  2. видео-примеров
  3. обсуждения с преподавателем курса
  4. практических упражнений
И сделали это на доступном и понятном языке для родителей и специалистов смежных профессий.
Авторы методики с 40-летнем стажем, подробно и структурировано описали весь целостный подход к обучению детей с особенностями развития.
И сделали это на доступном и понятном языке для родителей и специалистов смежных профессий.
Авторы методики с 40-летнем стажем, подробно и структурировано описали весь целостный подход к обучению детей с особенностями развития.

Пройдя этот тренинг


поняв структуру и принципы обучения детей с особенностями, педагог сможет создавать эффективную среду в любых учебных и бытовых ситуациях.

Пройдя этот тренинг

поняв структуру и принципы обучения детей с особенностями, педагог сможет создавать эффективную среду в любых учебных и бытовых ситуациях.
Участник тренинга получает
Документ подтвердит факт вашего участия в образовательном мероприятии, что положительно выделит вас среди коллег и станет весомым вкладом в ваше портфолио.
Удостоверение о повышении квалификации по теме «Пирамидальный подход в образовании»-24 часа
Сертификат продемонстрирует работодателю ваше стремление к саморазвитию и профессиональному совершенствованию, что добавит вам преимуществ при выборе кандидата на повышение.
Благодаря новым знаниям и их документальному подтверждению вы сможете дальше развиваться в профессиональном плане и претендовать на более высокую оплату труда.
Что такое пирамидальный подход?
Что такое пирамидальный подход?
Это область прикладного анализа поведения, которая предусматривает создание эффективной среды обучения для детей с особенностями развития. Этот подход также называют функциональным АВА.
Почему функциональный? Потому что подход предусматривает обучение детей жизненным навыкам, именно тому, что нужно им в повседневной жизни. Например, если мы учим ребенка нарезать овощи, то мы режем настоящую морковь, а не пластиковые фрукты с липучками. Потому что настоящая морковка хрустит по-другому. Или, например, в пирамидальном подходе мы не будем учить ребенка завязывать шнурки на специальном пособии у педагога, со шнурками и молниями. Мы будем сразу обучать ребенка завязывать шнурки на себе, потому что это совершенно другие движения. Если только мы не хотим научить ребенка завязывать шнурки маленькому брату.

В общем, в Пирамидальном подходе, все как в жизни. Мы почти не сидим за учебным столом и не делаем уроки отдельных блоков за партой. Мы идем в магазин, в парикмахерскую, тренируем бытовые навыки, критичные навыки общения. Потому что именно они, а не академические уроки, влияют на будущую независимость и самостоятельность ребенка.
А наша финальная цель – это самостоятельность.
Легко сказать, но как это сделать? Это не так просто. На первый взгляд, простые и веселые упражнения являются плодом тщательно продуманного учебного плана и структурированной учебной среды. И конечно, это прикладной анализ поведения, потому что все основано на тщательно продуманных и простроенных цепочках поведения, сборе данных и поминутном планировании каждого урока.

Автор методики Пирамидального подхода, доктор Бонди, взял за основу своего подхода метафору Пирамиды. Почему Пирамида? Потому что пирамида является одним из самых древних, античных и самым устойчивых произведений на земле. Например, Египетские пирамиды стоят уже более 4500 лет и все еще прекрасно сохранились.
А наша финальная цель – это самостоятельность.
Легко сказать, но как это сделать? Это не так просто. На первый взгляд, простые и веселые упражнения являются плодом тщательно продуманного учебного плана и структурированной учебной среды. И конечно, это прикладной анализ поведения, потому что все основано на тщательно продуманных и простроенных цепочках поведения, сборе данных и поминутном планировании каждого урока.

Автор методики Пирамидального подхода, доктор Бонди, взял за основу своего подхода метафору Пирамиды. Почему Пирамида? Потому что пирамида является одним из самых древних, античных и самым устойчивых произведений на земле. Например, Египетские пирамиды стоят уже более 4500 лет и все еще прекрасно сохранились.
Там и мы с вами, стремясь максимально развить потенциал ребенка, хотим, чтобы его развитие было устойчивым и долгосрочным, не разваливались, и, желательно были связаны с реальной жизнью.
Система пирамидального подхода основана на взаимосвязи между структурными и учебными компонентами. Эта взаимосвязь как основание и вершина пирамиды, или как фундамент и само здание.

Фундамент пирамиды

В фундаменте пирамиды лежит структурный компонент, состоящий из 4 элементов. Рассмотрим поподробнее каждый элемент.

Функциональная деятельность

Функциональная деятельность — это все те навыки, которые понадобятся ребенку для самостоятельной жизни. Рассмотрим на конкретном примере.

В детском саду детей учат снимать и надевать одежду. Для этого учить ребенка нужно именно в момент подготовки к прогулке например или в момент переодевания к уроку физкультуры. А если мы будем просить ребенка десять раз надеть и снять одежду, просто для отработки навыка, то это не будет функционально.

А что такое нефункциональная деятельность? Таких примеров можно привести сколько угодно. Если мы учим ребенка сортировать по цвету карточки, это нефункционально. Складывать все красные игрушки в красный контейнер, а желтые в желтый – это нефункционально. Как это пригодится ему в жизни?

Никак. Если только вы не храните дома все красные носки в одном ящике, а желтые – в другом.

То есть, перед каждым уроком в пирамидальном подходе, мы думаем – как ему это пригодится в жизни, что именно привнесет в его будущее больше пользы, как функционально использовать этот драгоценный час жизни ребенка. Время – самый дорогой ресурс. Давайте использовать его с умом, а не просто «что-то делать» с ребенком.
Мощные системы мотивации

Способы мотивации подбираются индивидуально для каждого ребенка и корректируются по мере привыкания.

Мы не выбираем один вид подкрепления раз и навсегда, так же, как и в жизни, - наши приоритеты меняются, могут меняться и мотивы, которые заставляют нас совершать те или иные действия.

Чтобы выбрать правильную мотивацию, важно тестировать мотивацию ребенка, учитывая его возраст, сенсорные особенности и даже виды аутостимуляций. В пирамидальном подходе, тестирование проводится ежедневно, перед началом каждого урока или учебного дня. Ведь, когда нет мотивации – нет урока.
Функциональное общение и социальные навыки

Пирамидальный подход рассматривает общение как функциональный навык, процесс взаимодействия с миром. Коммуникация должна быть не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Если у ребенка нет функциональной коммуникации, бесполезно пытаться вложить в него академические навыки, они не пригодятся. Важно начать с выстраивания системы коммуникации. Самая распространенная система – это, конечно, речь.

Но если речи нет, что делать? Тогда на помощь приходит альтернативная система коммуникации. В общем, у ребенка должна быть какая-то система общения с миром. Если ее нет в фундаменте пирамиды, то все здание рухнет. Не будет успешного освоения программы сада, школы, других видов занятий, если ребенок не умеет общаться, и вместо общения, например, выражает свои просьбы криком. Это не функционально.

Пример: девочка с сохранным интеллектом, но неречевая, с аутизмом,
быстро взяла и прекрасно освоила систему альтернативной коммуникации ПЕКС. У девочки было много просьб, ушло нежелательное поведение. Но родители не захотели поддерживать систему дома, мотивируя это тем, что очень сложно «постоянно вырезать эти карточки».

Вместо этого, родители отвели девочку к другому педагогу, который не настаивал на пекс, а ... стал заниматься с девочкой глобальным чтением, а точнее, сопоставлением картинок фруктов и овощей с их названиями. Родители восхищены, ведь ребенок «читает». При этом девочка продолжала общение с мамой и родственниками криком и плачем.
Как вы думаете, что будет функциональным для ребенка в данном примере?
Решение проблем с нежелательным поведением

Нежелательное поведение – это такое поведение, которое мешает ребенку или окружающим. Его слишком много или слишком мало, оно не адекватное по отношению к ситуации, происходит не в том месте или не в то время.
Например, можно ли кричать и размахивать руками во время футбольного матча? Вполне. А можно ли кричать в библиотеке или хотя бы в магазине – ну нет, не очень, скажете вы. И будете правы.

В каждом виде поведения важно найти его альтернативу – как по-другому, ребенок будет выражать ту же потребность, которую сейчас решает его нежелательное поведение.

Работа с нежелательным поведением позволяет сделать процесс обучения эффективным – если проблема выявлена, она отрабатывается и перестает мешать получению ребенком новых знаний и навыков.

Это были 4 элемента основания или фундамента пирамиды. Ниже мы расскажем вам о верхних гранях пирамиды, благодаря которым можно выстроить красивое элегантное и устойчивое здание, основываясь на крепком фундаменте.

Фундамент пирамиды

В фундаменте пирамиды лежит структурный компонент, состоящий из 4 элементов. Рассмотрим поподробнее каждый элемент.

Функциональная деятельность

Функциональная деятельность — это все те навыки, которые понадобятся ребенку для самостоятельной жизни. Рассмотрим на конкретном примере.

В детском саду детей учат снимать и надевать одежду. Для этого учить ребенка нужно именно в момент подготовки к прогулке например или в момент переодевания к уроку физкультуры. А если мы будем просить ребенка десять раз надеть и снять одежду, просто для отработки навыка, то это не будет функционально.

А что такое нефункциональная деятельность? Таких примеров можно привести сколько угодно. Если мы учим ребенка сортировать по цвету карточки, это нефункционально. Складывать все красные игрушки в красный контейнер, а желтые в желтый – это нефункционально. Как это пригодится ему в жизни?

Никак. Если только вы не храните дома все красные носки в одном ящике, а желтые – в другом.

То есть, перед каждым уроком в пирамидальном подходе, мы думаем – как ему это пригодится в жизни, что именно привнесет в его будущее больше пользы, как функционально использовать этот драгоценный час жизни ребенка. Время – самый дорогой ресурс. Давайте использовать его с умом, а не просто «что-то делать» с ребенком.
Мощные системы мотивации

Способы мотивации подбираются индивидуально для каждого ребенка и корректируются по мере привыкания.

Мы не выбираем один вид подкрепления раз и навсегда, так же, как и в жизни, - наши приоритеты меняются, могут меняться и мотивы, которые заставляют нас совершать те или иные действия.

Чтобы выбрать правильную мотивацию, важно тестировать мотивацию ребенка, учитывая его возраст, сенсорные особенности и даже виды аутостимуляций. В пирамидальном подходе, тестирование проводится ежедневно, перед началом каждого урока или учебного дня. Ведь, когда нет мотивации – нет урока.
Функциональное общение и социальные навыки

Пирамидальный подход рассматривает общение как функциональный навык, процесс взаимодействия с миром. Коммуникация должна быть не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Если у ребенка нет функциональной коммуникации, бесполезно пытаться вложить в него академические навыки, они не пригодятся. Важно начать с выстраивания системы коммуникации. Самая распространенная система – это, конечно, речь.

Но если речи нет, что делать? Тогда на помощь приходит альтернативная система коммуникации. В общем, у ребенка должна быть какая-то система общения с миром. Если ее нет в фундаменте пирамиды, то все здание рухнет. Не будет успешного освоения программы сада, школы, других видов занятий, если ребенок не умеет общаться, и вместо общения, например, выражает свои просьбы криком. Это не функционально.

Пример: девочка с сохранным интеллектом, но неречевая, с аутизмом,
быстро взяла и прекрасно освоила систему альтернативной коммуникации ПЕКС. У девочки было много просьб, ушло нежелательное поведение. Но родители не захотели поддерживать систему дома, мотивируя это тем, что очень сложно «постоянно вырезать эти карточки».

Вместо этого, родители отвели девочку к другому педагогу, который не настаивал на пекс, а ... стал заниматься с девочкой глобальным чтением, а точнее, сопоставлением картинок фруктов и овощей с их названиями. Родители восхищены, ведь ребенок «читает». При этом девочка продолжала общение с мамой и родственниками криком и плачем.
Как вы думаете, что будет функциональным для ребенка в данном примере?
Решение проблем с нежелательным поведением

Нежелательное поведение – это такое поведение, которое мешает ребенку или окружающим. Его слишком много или слишком мало, оно не адекватное по отношению к ситуации, происходит не в том месте или не в то время.
Например, можно ли кричать и размахивать руками во время футбольного матча? Вполне. А можно ли кричать в библиотеке или хотя бы в магазине – ну нет, не очень, скажете вы. И будете правы.

В каждом виде поведения важно найти его альтернативу – как по-другому, ребенок будет выражать ту же потребность, которую сейчас решает его нежелательное поведение.

Работа с нежелательным поведением позволяет сделать процесс обучения эффективным – если проблема выявлена, она отрабатывается и перестает мешать получению ребенком новых знаний и навыков.

Это были 4 элемента основания или фундамента пирамиды. Ниже мы расскажем вам о верхних гранях пирамиды, благодаря которым можно выстроить красивое элегантное и устойчивое здание, основываясь на крепком фундаменте.
Вершина пирамиды
Вершину пирамидального подхода формируют «учебные компоненты», которые рассказывают о том, КАК учить ребенка с ОВЗ.
  • Обобщение
    Обобщение – это применение ребенком навыков, полученных на занятии, везде, во всех остальных местах и средах.

    Дорога обучения похожа на длинное загородное шоссе, а цели обучения – это как дорожные вешки, меняющиеся по мере движения. Мы начинаем с приобретения навыков, затем следует мастерство в этих навыках и беглость.

    Мы движемся от текущих условий к долгосрочным условиям, всегда представляя, как этот навык будет выглядеть в конце, когда ребенок его полностью освоит.

    Долгосрочные цели планируются до начала обучения с учетом индивидуального уровня ученика. Это очень важно. Иногда родителям страшно заглянуть в будущее, но грамотный педагог обязан помочь с этим, формируя вместе с родителем долгосрочную цель в каждом навыке.

    Например, обучая ребенка накрывать на стол, мы четко представляем конечную цель, как ребенок приготовит ужин полностью самостоятельно в будущем.
  • Форматы урока
    Различает и идентифицирует типы уроков, включая дискретные уроки и уроки-цепочки. Дискретный – это такой урок, где есть только один правильный ответ. Например, 2*2 всегда равно 4, а не 5 или 8. Или на вопрос, как тебя зовут, существует только один правильный ответ.

    А уроки цепочки – это практически все наши бытовые навыки – чистка зубов, мытье рук, приготовление еды, уборка и т д.

    Если мы говорим об обучении в группе, количество и продолжительность занятий формируется индивидуально и вписывается в общий процесс работы группы, исходя из поставленных целей для каждого ученика.
  • Стратегия обучения и подсказки
    Это набор стратегий, которые могут включать формирование или использование подсказок, а также четкие эффективные стратегии удаления подсказок. Как говорит автор методики пирамидального подхода, доктор Бонди – не оставляйте подсказку в подарок будущему педагогу ребенка. Кто ввел подсказку, тот и должен ее убрать, добиваясь самостоятельности ребенка в каждом навыке.
  • Коррекция ошибок
    Как же учиться без ошибок? Они случаются. Все ошибаются, и это нормально. Надо лишь знать, какую процедуру коррекцию ошибки применить в зависимости от вида урока. Коррекция ошибок в первую очередь предназначена для расширения возможностей обучения.
  • Сбор данных
    Заключительная часть Пирамиды, как клей, склеивает все элементы Пирамиды воедино. Без него Пирамида бы развалилась. Это сбор данных.

    Все элементы структурных составляющих не берутся из ниоткуда, а основаны на систематическом, скрупулёзном сборе данных и их анализе. Когда все элементы объединены, подход приводит к успеху и специалистов, и родителей и, конечно, учеников.

    Пирамидальный подход базируется не просто на вопросе «Чему?» обучать, он подчеркивает «Для чего?» и «Как?»

    Все цели, для каждого ребенка в группе формируются персонально, на основании тестирования, постоянного сбора и анализа данных.

    Корректируются эти цели в условиях индивидуальных и групповых занятий. Это не простой процесс, но благодаря четкой структуре и грамотной работе профессионалов это приводят к эффективному развитию детей с ОВЗ и достижению поставленных целей.

    В Пирамидальном подходе вы научитесь выстаивать долгосрочные цели обучения, формировать жизненные навыки ребенка и развивать самостоятельность ребенка.

    Ведь все родители хотят, чтобы их ребенок жил независимой самостоятельной и счастливой жизнью.
Семинар-тренинг проводит
Ольга Александровна Попова

Записаться на мастер-класс
клинический и организационный психолог, сертифицированный поведенческий аналитик CBA-S, IBA, директор инклюзивных центров «Моя Планета»
2016 г. - по настоящее время – АНО Инклюзивный центр «Моя Планета», директор;
2019 г. - по настоящее время – преподаватель сертификационной программы «Система альтернативной коммуникации ПЕКС» для русскоязычных специалистов;
Для кого предназначен этот тренинг
Для кого предназначен этот тренинг
Родители, опекуны
Для родителей детей с нарушениями и члены их семей, которые ищут способ общения со своим ребенком.
Учителя
Учителя ресурсных классов, педагоги и воспитатели инклюзивных групп детских садов, педагоги-предметники.
Поведенческие специалисты
От тьютора до супервизора получат огромный плюс в свое портфолио.
Руководители образовательных организаций, представители администрации учебных учреждений
Получат множество новых инструментов, которые они могут добавить в свой «учебный инструментарий», и получат знания о том, как применять их в каждой отдельной ситуации.
Родители, опекуны
Для родителей детей с нарушениями и члены их семей, которые ищут способ общения со своим ребенком.
Учителя
Учителя ресурсных классов, педагоги и воспитатели инклюзивных групп детских садов, педагоги-предметники.
Поведенческие специалисты
От тьютора до супервизора получат огромный плюс в свое портфолио.
Руководители образовательных организаций, представители администрации учебных учреждений
Получат множество новых инструментов, которые они могут добавить в свой «учебный инструментарий», и получат знания о том, как применять их в каждой отдельной ситуации.
Стоимость участия

Название

Даты

Условия

Цена

Стоимость участия в тренинге

"Пирамидальный Подход в образовании"


21 - 24 октября 2024
Возможны разные виды рассрочек
35 000 руб

Стоимость участия в тренинге

"Пирамидальный Подход в образовании"

21 - 24 октября 2024

Возможны разные виды рассрочек

35 000 руб.
Записаться
Отзывы о тренинге
  • Хаустов Артур Валерьевич
    Директор Федерального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с РАС
    На тренинге были освещены актуальные вопросы разработки планов проведения занятий (уроков) и применения эффективных стратегий обучения в работе с детьми с особенностями развития.
    Ключевая стратегия работы в русле Пирамидального подхода — формирование у ребенка новых функциональных навыков, которые будут способствовать уменьшению дезадаптивного поведения и замещать его адаптивным. Читать дальше
  • Любовь
    Психолог, администратор
    Меня, как психолога и администратора всегда привлекают обучающие программы и тренинги. Программа семинара Пирамидальный подход в образовании была максимально полезной и практичной. Хочеться отметить высокий проффесиализм, прекрасное владение материалом Сибилл Байорат и Ольги Александровны Поповой.
    Внимательная работа в процессе семинара с каждым участником позволила получить развернутую обратную связь с рекомендациями дальнейшего развития. Всем рекомендую!
  • Дефектолог
    г. Казань
    Отличный курс, супер отличный докладчик, много практики, много нового, много-много всего!!!! БЛАГОДАРИМ! Вам удачи, вдохновения и творчества!!! Вы заряжаете всех своим оптимизмом, своей энергией, исключительным вниманием ко всем вопросам! Чек-листы, планы уроков!!! Все просто оооочень актуально, очень необходимо! Пусть деткам родителям это поможет!!! Благодарим!!! Еще хотелось бы увидеть ваши детские сады, атмосферу, среду! Но думаю, это на следующих курсах!!! Еще раз спасибо! Крепкого здоровья!!!
  • Людмила
    Учитель ресурсного класса
    Хотелось бы выразить огромную благодарность за данный курс, он был супер полезным и структурированным. Особое спасибо Ольге за такой корректный перевод, за ее личные примеры, которые помогли в усвоении материала. Все настолько было спокойно, четко. Была возможность задать вопросы, были прокомментированы и даны рекомендации по многим ситуациям. Хочется возвращаться к вам снова. Спасибо!
  • Педагог ПИМУ
    г. Нижний Новгород
    Я под большим впечатлением! Весь курс состоит из практической информации, важной и необходимой для организации и проведения эффективной работы с детьми с РАС. Понравилось все: лекции, видео, раздаточный материал. За возможность составить Программу отдельная благодарность, так как это возможность практиковаться самой и разобраться вместе с другими участниками в последовательности разработки учебного плана для различных навыков.
  • Школьный психолог
    г. Самара
    Отличный курс. Много практической и ценной информации с доказанной эффективностью. Докладчик профессионален, корректен, доброжелателен. Полученные знания на данном курсе сделают нашу работу с детьми с ОВЗ более профессиональной и эффективной. Большое спасибо. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
  • Ольга
    Школьный психолог
    Спасибо огромное, очень нужные знания, как для повышения своей компетентности, так и для качественной работы с родителями!!!
  • Александра
    Детский психолог
    Благодарна Ольге и Сибилл за прекрасную подачу информации, структурно и доступно для запоминания.
  • Светлана
    Дефектолог
    В очередной раз слова благодарности за профессионализм и практикоориентированность.
  • Логопед
    г. Саратов
    Огромная благодарность за такой интересный, полезный и практико-ориентированный курс. Информация чётко структурированная, достаточно легкая для восприятия. Спасибо большое, очень интересно, познавательно и необходимо в моей профессии.
  • Детский психолог
    г. Уфа
    Много полезной информации. Плюс в том, что эти лекции повышают нашу компетентность в работе с детьми и родителями. Благодарю за доступную информацию. Всё самое главное, полезное, необходимое. Докладчик просто супер! Постараемся все применить на практике. Желаем Вам Успехов в Вашем нелегком труде.
  • Татьяна
    Учитель-дефектолог
    Здорово работать в малой группе!!! Сам вопросы задаёшь и на других примерах учишься!!! Отличная организация процесса обучения! СУПЕР преподаватели!!! Чудесная команда! Жду новый курс по эмоциям.
Нам доверяют самое важное — будущее своих детей
Заполните поля ниже, чтобы задать нам вопрос или записаться, мы свяжемся с вами в ближайшее время
Лицензия на образовательную деятельность
Лицензия ИПАП № Л035-01298-77/00180597 от 11.08.2020
выдана Департаментом образования и науки города Москвы