Первый важнейший навык — просьба о своих потребностях.
Наша коммуникация часто начинается именно с просьб: «Сделай звук погромче» или «Дай мне печенье». Просьба позволяет получать доступ к предметам или нужным действиям другого человека. Если ребенок умеет просить желаемое, ему больше не придется прибегать к нежелательному поведению, чтобы добиться своего.
Второй важнейший навык — просьба о помощи.
Если ребенок не умеет просить о помощи, то мы можем понять, что ему она нужна только по его поведению: плачу, крикам и другим индивидуальным признакам. Но как быть другим людям? Как им понять, что ребенку нужно помочь? Мы обучаем детей произносить фразу «Помоги» или подавать специальную карточку.
Третий важнейший навык — жди.
Этот навык крайне необходим в быту: ждать нужно в очереди, на кассе, пока мама оденется, пока накроет на стол и еще много в каких случаях. Если ребенок этого не умеет, жизнь всей семьи будет сложной.
Четвертый важнейший навык — просьба о перерыве.
И взрослым, и детям необходимо периодически делать короткий отдых во время выполнения задач. И если взрослый человек может почувствовать этот момент, когда нужно взять паузу, отвлечься, выпить кофе, то у особенных детей это может проявиться через крики и истерики. Поэтому очень важно научить ребенка просьбе о перерыве.
Пятый важнейший навык — отказ.
Представьте, что вас ежедневно кормят тем, что вы терпеть не можете. Или не дают вам делать то, что для вас действительно важно. Навряд ли вам это понравится и вы долго будете это терпеть.
А теперь представьте, что чувствуют наши дети. Тоже самое! Но если у них нет навыка отказа, свой протест они выразят другим способом — нежелательным поведением.
Шестой важнейший навык — согласие.
В своей жизни мы соглашаемся и отказываем почти каждую минуту, постоянно делая выбор, но наши особые дети не всегда могут сообщить, что что-то хотят.
Вы уже знаете к чему может привести отсутствие навыка отказа. Точно к таким же последствиям приводит и отсутствие навыка согласия. Ребенок получит желаемое, но не спокойной коммуникацией в виде протянутой карточки «да» или слова, а в виде криков и другого нежелательного поведения.
Седьмой важнейший навык — переходы.
Сталкивались ли вы с криками и слезами своего ребенка, когда предлагали ему отложить игрушки и пойти обедать? Или закончить просмотр мультиков и пойти купаться? Такому поведению есть объяснение: наши дети не знают и не готовы к следующей деятельности. В этом случае поможет визуальное расписание, где ребенок будет наглядно видеть все дела на день.
Восьмой важнейший навык — выполнение инструкций.
Каждому родителю очень важно научить своего ребенка выполнять инструкции, которые он дает. «Подойди ко мне», «Остановись перед дорогой» — выполнение таких просьб значительно облегчает жизнь семьи и может помочь избежать множества опасных ситуаций.
Девятый важнейший навык — визуальное расписание.
Большинство аутичных детей трудно воспринимают перемены в распорядке дня или какую-либо новую деятельность. Один из лучших способов помочь ребенку адаптироваться к изменениям — это визуальное расписание. Этот метод выбран неспроста, обычно у таких детей хорошо развито зрительное восприятие, поэтому считывание образов на картинках дается им гораздо легче, чем понимание инструкций сказанных вслух.