Наша коммуникация часто начинается именно с просьб: «Сделай звук погромче» или «Дай мне печенье». Просьба позволяет получать доступ к предметам или нужным действиям другого человека. Если ребенок умеет просить желаемое, ему больше не придется прибегать к нежелательному поведению, чтобы добиться своего.
Если ребенок не умеет просить о помощи, то мы можем понять, что ему она нужна только по его поведению: плачу, крикам и другим индивидуальным признакам. Но как быть другим людям? Как им понять, что ребенку нужно помочь? Мы обучаем детей произносить фразу «Помоги» или подавать специальную карточку.
Эти минимальные требования необходимы в быту: нужно стоять в очереди, на кассе, пока мама оденется, пока накроется на стол и еще много при каких обстоятельствах. Если ребенок этого не умеет, жизнь всей семьи будет сложной.
И взрослым, и детям необходимо периодически делать короткий отдых во время выполнения задач. И если взрослый человек может почувствовать этот момент, когда нужно взять паузу, отвлечься, выпить кофе, то у особенных детей это может проявиться через крики и истерики. Поэтому очень важно научить ребенка просьбе о перерыве.
Представьте, что вас ежедневно кормят тем, что вы терпеть не можете. Или не дают вам делать то, что для вас действительно важно. Навряд ли вам это понравится и вы долго будете это терпеть.
А теперь представьте, что чувствуют наши дети. Тоже самое! Но если у них нет навыка отказа, свой протест они выразят другим способом — нежелательным поведением.
В своей жизни мы соглашаемся и отказываем почти каждую минуту, постоянно делая выбор, но наши особые дети не всегда могут сообщить, что что-то хотят.
Вы уже знаете к чему может привести отсутствие навыка отказа. Точно к таким же последствиям приводит и отсутствие навыка согласия. Ребенок получит желаемое, но не спокойной коммуникацией в виде протянутой карточки «да» или слова, а в виде криков и другого нежелательного поведения.
Сталкивались ли вы с криками и слезами своего ребенка, когда предлагали ему отложить игрушки и пойти обедать? Или закончить просмотр мультиков и пойти купаться? Такому поведению есть объяснение: наши дети не знают и не готовы к следующей деятельности. В этом случае поможет визуальное расписание, где ребенок будет наглядно видеть все дела на день.
Каждому родителю очень важно научить своего ребенка выполнять инструкции, которые он дает. «Подойди ко мне», «Остановись перед дорогой» — выполнение таких просьб значительно облегчает жизнь семьи и может помочь избежать множества опасных ситуаций.
Большинство аутичных детей трудно воспринимают перемены в распорядке дня или какую-либо новую деятельность. Один из лучших способов помочь ребенку адаптироваться к изменениям — это визуальное расписание. Этот метод выбран неспроста, обычно у таких детей хорошо развито зрительное восприятие, поэтому считывание образов на картинках дается им гораздо легче, чем понимание инструкций сказанных вслух.
Первый важнейший навык — просьба о своих потребностях.
Второй важнейший навык — просьба о помощи.
Третий важнейший навык — жди.
Четвертый важнейший навык — просьба о перерыве.
Пятый важнейший навык — отказ.
Шестой важнейший навык — согласие.
Седьмой важнейший навык — переходы.
Восьмой важнейший навык — выполнение инструкций.
Девятый важнейший навык — визуальное расписание.